8 (495)
8 (495)
8 (495)
8 (495)
646-83-26
943-53-00
Потребности современных людей с каждым годом только повышаются. Если какие-то два три десятилетия назад среднестатистическому советскому гражданину хватало один раз в 10 лет сделать ремонт квартиры, сшить на заказ один костюм раз в пять лет и построить дачный домик раз в жизни, то в настоящее время перечень потребностей человека не поддается описанию. Сегодня многие из нас не подбирают мебель с учетом параметров своей жилплощади, а предпочитают заказать ее по желаемым размерам. Времена «мастеров на все руки» проходят безвозвратно. Автолюбитель предпочитает сделать профилактику своему автомобилю в дилерском автоцентре, а не копаться в моторе самостоятельно часами напролет. А при возникновении конфликтной ситуации на работе человек понимает, что нужен хороший адвокат, а не совет соседа по лестничной площадке, который когда-то работал в органах. Все чаще наши граждане доверяют обслуживание и защиту своих интересов опытным и высококвалифицированным специалистам.
Эти особенности выражают общую тенденцию ХХI века: каждый производит именно тот продукт, который является наиболее эффективным результатом его деятельности, но, в свою очередь, собственные потребности удовлетворяет за счет привлечения таких же профессионалов – только в иных областях общественно-полезной деятельности. Подобное разделение труда обуславливается его высокой эффективностью, гарантированным качеством и, как следствие, – появлением стабильно высокого спроса на такого рода услуги.
Вместе с тем в современной жизни эта сфера общественных отношений обладает богатым экономическим содержанием. Ведь большинство услуг, как правило, оказывается на платной основе, в этой сфере услуг «вращается» огромный капитал, и, естественно, такая деятельность являет собой отрасль, которая потенциально наполнена множеством злоупотреблений, конфликтами интересов, спорами и претензиями. В данной ситуации особую важность приобретает правовое регулирование сферы предоставления услуг и выполнения работ по поручениям заказчика. Составление и оформление договоров между контрагентами как раз и призваны упорядочить эти взаимоотношения и держать их в правовом поле.
Сегодня такие отношения определяются и регулируются соглашениями, которые получили название «договор бытового подряда». Взаимоотношения бытового подряда можно оформлять несколькими способами. В одних случаях это могут быть квитанции субъекта, предоставляющего услуги (подрядчика), в которых указываются необходимые условия для выполнения заказанной работы, но только когда эти условия стандартны, очевидны и бесспорны: например, при ремонте обуви, выполнении шиномонтажных работ и так далее. В других случаях может понадобиться письменное составление договора подряда. Заключение договора бытового подряда в письменном виде приобретает актуальность в тех случаях, когда объект предстоящих работ имеет высокую стоимость, индивидуален и специфичен. Такие характеристики можно отнести, например, к заказу на строительство дачного коттеджа, ремонту жилого помещения, найму личного водителя и др.
Согласно Гражданскому Кодексу подрядчиками по договорам бытового подряда вправе выступать юридические лица, организации и предприниматели. Заказчиками же могут быть только граждане. Результаты выполненных работ не могут быть использованы для предпринимательской деятельности или иных целей, которые не связаны с личным или бытовым потреблением. Это правило позволяет применять к бытовому подряду нормы законодательства в части защиты прав потребителей, а это, в свою очередь, значительно повышает гарантии превосходства прав Заказчика по отношению к Подрядчику, страдающему волюнтаризмом.
В число основных норм, призванных защищать права заказчика, можно отнести следующее:
- Подрядчик не вправе навязывать Заказчику дополнительные оплачиваемые работы, услуги и включать их в договор, если они Заказчику не требуются (услуга «в нагрузку). В случае если такие «нагрузочные» работы, услуги по факту были Подрядчиком произведены, Заказчик имеет право их не оплачивать.
- Заказчик может в любое время отказаться от исполнения как всего договора подряда, так и какой-либо его части, при этом за выполненную часть работ, услуг он обязан полностью рассчитаться.
- Подрядчику вменено в обязанность предупреждать Заказчика о необходимых условиях при использовании им выполненной работы. То есть, осуществляя сдачу выполненной работы, Подрядчик обязан сообщить о требованиях, которые Заказчику необходимо соблюсти для эффективного и безопасного использования результата выполненной работы, и о возможных последствиях как для самого заказчика, так и для других лиц при несоблюдении соответствующих требований.
- Если в принятой Заказчиком работе, впоследствии обнаруживаются какие-либо недостатки, он вправе до истечения срока давности или в течение гарантийного срока (если такой срок предусмотрен условиями договора бытового подряда), по своему выбору, потребовать:
1. Безвозмездно устранить недостатки в разумные сроки.
2. Соразмерно уменьшить установленную цену за работу.
3. Возместить свои собственные расходы по устранению обнаруженных недостатков, если в договоре предусмотрено право Заказчика самостоятельно их устранять.
Заключенный в письменной форме договор бытового подряда в значительной степени облегчает участь Заказчика при возникновении разногласий с Подрядчиком.
Tweet |