8 (495)
8 (495)
8 (495)
8 (495)
646-83-26
943-53-00
Совершают различные сделки как граждане, так и организации. Они заключают между собой договора, соглашения с целью получения какого-либо желаемого результата (приобретают/продают вещи, освобождаются от обязанностей, получают право и так далее). В свете этого мало кто задумывается о самом процессе и ходе исполнения договора, соглашения. Необходимым условием становится лишь результат.
Однако сам по себе результат не наступает, если не соблюсти некоторый ряд определенных формальностей - с прохождением многочисленных процедур и этапов, вхождением в контакт с контрагентами. В общем, если не совершить то, что юристы называют «юридическими и прочими действиями» (например, составление договоров).
Зачастую лицо, которое и заинтересовано в конечном результате, на сам процесс его получения предпочитает не тратить ни времени, ни усилий. Оно поручает ведение этого процесса специально подготовленным для этих целей лицам – агентам. При этом агент за свое посредничество получает определенное денежное вознаграждение. Практика агентирования в последние годы получила широкое применение в современном российском праве. Юридические правовые услуги, связанные с регулированием договоров агентирования, занимают существенное место в практике юридических компаний. Агентирование для клиента всегда является платным, а вознаграждение агента, который действует по поручению и непременно в интересах своего клиента, устанавливается в каждом конкретном случае договором агентирования.
Нанятому агенту клиент может поручить вести переговоры от своего имени, подписывать соглашения, осуществлять представительство в суде, оплачивать работы и услуги, продавать и приобретать имущество, получать за него деньги, заключать контракты и многое другое. Исключений в сфере потенциальной компетенции агента не так уж и много. Все они прямо установлены законом (к примеру, вы не сможете поручить своему агенту проголосовать за вас на выборах или послать его сдавать за вас экзамены на получение водительского удостоверения и т.д.).
У агентирования есть множество разновидностей, но, в основном, все они сводятся к двум основным схемам: договорам поручения и договорам комиссии.
Различие между этими схемами заключается в том, что в первом случае агент действует от имени и по поручению самого клиента (принципала). То есть при осуществлении действий в рамках агентирования он не скрывает от всех контактирующих с ним лиц, что его действия совершаются по поручению и в интересах конкретного лица, которое он представляет как агент. Соответственно, по договорам и соглашениям с третьими лицами, которые подписывает агент, права и обязанности приобретает непосредственно его клиент, принципал. Схемы агентирования подобного рода нашли широкое применение в коммерческом представительстве. Как пример можно привести модное в настоящее время «шоу-продюсирование» (ранее известное как антрепренерство), товарную дистрибуцию, дилерство и др.
В комиссионных схемах агент хоть и действует по поручению принципала, но только непосредственно от своего имени. В сделках с третьими лицами именно агент становится обязанным и приобретает права. Несмотря на то, что агент действует по поручению клиента (комитента) и в его интересах, тем не менее, он сам становится непосредственным участником сделок с третьими лицами.
Сама же передача комитенту полученного результата по сделке осуществляется агентом уже в рамках заключенного договора комиссии и по обговоренным в нем условиям. Третье лицо, участвовавшее в «основной сделке», не ставится в известность о договорных отношениях между агентом и комитентом.
Самым распространенным и «бытовым» примером заключения договоров комиссии можно назвать сдачу людьми вещей для реализации через комиссионные магазины. В качестве агента в данном случае выступает магазин, в качестве комитента – человек, сдающий вещи на реализацию, а покупатель является третьим лицом по проводимой «основной сделке», и ему неизвестен собственник вещей, которые он приобретает, поскольку агент (в данном случае комиссионный магазин) действует от своего имени. При этом конечный результат, который предполагался комитентом, - деньги за реализованные товары, - комитенту выплачивает комиссионный магазин (его агент), за вычетом своего вознаграждения (комиссии).
Гражданское право, действующее в Российской Федерации, допускает значительную свободу при составлении договоров, их содержания и характера. Граждане и организации, иные субъекты права могут заключать между собой любые договоры и по самым различным схемам. Они могут содержать в себе элементы различного типа договоров. Главным условием в этих документах является то, чтобы их содержание не входило в прямое противоречие с требованиями закона. Исходя из этого, можно сказать, что понятие агентирования вовсе не ограничивается двумя вышеупомянутыми схемами. Составление и оформление договоров в каждом конкретном случае происходит в более широком и диспозитивном понимании, чем совокупность договора «поручения» и договора «комиссии». По оценкам многих специалистов, скрытое или минимальное агентирование осуществляется при заключении любых современных более-менее крупных сделок.
Если вам предстоит заключение сделки или требуется составить юридически грамотный договор, юридическая консультация по этому вопросу позволит избежать многих ошибок.
Tweet |