8 (495)
8 (495)
8 (495)
8 (495)
646-83-26
943-53-00
Зачастую бывает, что налоговая проверка отнюдь не всегда ограничивается пределами проверяемой фирмы. Если не найдены нарушения в отчетной документации, налоговики могут учинить допросы сотрудников компании, причем как нынешних, так и бывших. В данной статье мы постараемся выяснить, насколько опасна для фирмы такая «атака» налоговых инспекторов и как осуществляется защита интересов предприятия.
Ситуация, произошедшая недавно в одной из московских компаний, во многом показательна. Обычная в принципе история: честная компания, легальная заработанная плата, как говорится, в связях, ее порочащих, не замечена…. И тут – налоговая проверка! Налоговики, как водится, внимательно изучают документы фирмы. Не найдя явных нарушений, контрольное мероприятие приостанавливается. А потом началось следующее. В компанию посыпались звонки от бывших сотрудников и контрагентов, которые сообщали, что их вызывали в налоговую инспекцию и снимали показания относительно работы проверяемой организации.
С подобными методами деятельности налоговых служб сталкиваются многие предприятия. И хотя всю информацию о работе предприятия в рамках проверки, фискалам представляют в отчетной документации, бумагам ревизоры не хотят верить и устраивают порой шпионские игры, дабы уличить компанию в нарушении законов.
В ходе налоговой проверки у налоговиков есть безусловное право привлекать свидетелей, это регламентировано ст.90 НК РФ. Согласно этой статье, сотрудники предприятия – как ныне работающие, так и бывшие – могут быть допрошены в ходе процедуры налоговой проверки. В свидетели могут привлекаться любые лица, исключая детей и тех граждан, которые в силу своих профессиональных обязанностей не имеют права разглашать коммерческую тайну (как правило, это аудиторы и адвокаты). Но у инспекторов и без них есть большой простор, чтобы выбрать работников, начать опрос свидетелей, из уст которых они могут получить необходимую информацию.
Продолжая приводить в пример вышеназванную фирму, можно отметить, что первыми под удар попадают бывшие сотрудники компании. В соответствии с законом свидетель обязан явиться для дачи показаний к сотрудникам ФНС. В большинстве своем налоговики начинают встречи с опросов уже бывших работников фирмы вследствие того, что у этой категории нет повода компанию эту защищать. Расчет налоговиков в данном случае понятен. Среди экс-сотрудников компании может найтись некоторое количество людей, которые по каким-либо причинам обижены на своего бывшего работодателя и с удовольствием поведают обо всем, что знают, и даже сгустят краски, чтобы насолить компании. В руководстве предприятия это должны учитывать и расставаться со своими сотрудниками по-доброму, по возможности сглаживая острые углы.
Здесь можно дать еще один ценный совет: руководитель должен заранее быть готов к такой ситуации и определить круг лиц, которые могут иметь доступ к информации, относящейся к коммерческой тайне, и своим распоряжением зафиксировать это.
Однако зачастую «добычей» налоговых инспекторов становится информация отнюдь не секретного характера. Например, сотрудники, получая зарплату в «конвертах», просто не знают, какой у них официальный (зафиксированный в трудовом соглашении, к примеру) заработок. Необходимо озвучить персоналу эти цифры, чтобы при встрече с налоговиками ими можно было бы оперировать. Юридическая консультация по этой теме тоже будет нелишней.
Вслед за бывшими работниками налоговая служба нередко переключается на ныне работающих на предприятии. Несмотря на то, что эти люди (в основной своей массе) настроены уже на защиту интересов своей компании, все равно, допрос – испытание не самое легкое. Тем более, что изначально инспектора начинают эти опросы в обвинительном ключе: - «А вы в курсе, что компания занимается контрафактом?» или - «А вы знаете, что она, по нашим сведениям, замешана в работе с фирмами «однодневками?», и так далее.
Как помочь своим сотрудникам пройти это испытание? Свидетелей могут опрашивать по месту расположения налогового органа или в офисе организации. Поэтому, если в процессе проверки планируется «общение» с коллективом компании, лучше будет, если вы предоставите для этих целей свое помещение. И, естественно, к этой процедуре целесообразно привлечь квалифицированных юристов, которые способны оказать юридическую помощь в данных вопросах, тем более, что право на защиту своих интересов при содействии адвокатов Налоговый кодекс у предпринимателя не отнимает.
Но самым неприятным моментом такой проверки «с пристрастием» становится то, что помимо опроса собственных работников компании, налоговые инспектора посылают повестки контрагентам проверяемой организации. Те в свою очередь начинают звонить и спрашивать, все ли в порядке и могут ли они рассчитывать на исполнение договоренностей, достигнутых ранее. И даже если их удастся убедить, что все находится под контролем и беспокоиться не о чем, осадок от всего этого останется. Каков шанс, что фирма продолжит сотрудничество с компанией, по поводу которой налоговая служба задает неудобные вопросы? Вопрос, конечно, риторический, но таким образом компания может потерять как своих партнеров, так и клиентов.
Не секрет, что выйти «пустыми» из проверки налоговые инспектора во многих случаях просто не могут. У них есть свои внутрикорпоративные установки, планы собираемости налогов в бюджет и прочее. Однако это не повод «портить жизнь» законопослушным коммерческим организациям.
Tweet |